Профессия о жизни и смерти. В чём состоит суть работы врачей-патологоанатомов Соснового Бора
19 января свой профессиональный праздник отметили врачи-патологоанатомы. Эту профессию многие связывают с работой с умершими людьми.
Патологоанатом спасает жизнь, да звучит непривычно. Основную часть своей деятельности специалисты проводят в лаборатории с целью диагностики и постановки диагноза в самых сложных случаях. Нередко анализ на биопсию крайне необходим пациентам при оперативном лечении. Она применяется для подтверждения диагноза, дифференциальной диагностики различных патологий, раннего выявления злокачественных образований и т. д.
Также патологоанатом — это тот врач, чья работа значима и после смерти. Специалисты проводят, так сказать, исследовательскую работу. Их цель — полный анализ образа жизни человека, факторов риска, повлекших к заболеванию, а также анализ и проработка эффективности проводимого лечения при жизни. Их заключение являются последней точкой в истории жизни человека, а для медицинского сообщества очень важной «запятой».
Это звено в медсанчасти Соснового Бора появилось с момента её основания. Сегодня в пат. отделении, одноэтажном здании неподалёку от роддома, трудится восемь специалистов: три врача, два лаборанта-гистолога, администратор и два человека, выполняющих функции младшего персонала. Здесь много служебных помещений, медицинских кабинетов, лабораторий и, конечно, прозекторская — зал для проведения вскрытий. Каждый специалист занимается определённой работой. Одни регистрируют пришедший материал, другие готовят умершего к прощанию, ряд специалистов проводят исследовательскую работу. Некоторых из них можно увидеть далеко не в прозекторской, а в компании с микроскопом и так называемым прибором — микротоном.
Среди таких специалистов исследователей — Наталья Куковякина (справа на фото) и Таисия Лебедева. К ним поступают кусочки органов, полученных, в том числе, на биопсии, со всех отделений от живых и мёртвых людей для морфологических исследований. Эти кусочки обрабатываются, заливаются парафином, затем парафиновые блоки помещаются в микротон — прибор, с помощью которого делаются тончайшие срезы органов, их наносят на стекло и фиксируют. Получаются препараты — гистологические стёкла. А уже их изучают врачи, проводя морфологическое исследование с целью постановки диагноза — окончательного и того, который предстоит лечить.
Среди таких врачей и заведующий отделением, патологоанатом со стажем — Вячеслав Петрович Сопин. Его можно узреть на рабочем месте в компании с микроскопом, материалами для исследования и специальной литературой, которая также помогает в работе. Прозекторская — в ней он проводит не так много времени.
Вячеслав Петрович не новичок в профессии. Его стаж уже 30 лет. Более 25 лет отработал судмедэкспертом в областном бюро. Затем перешёл в ЦМСЧ №38, где уже пятый год трудится в патологоанатомической службе, хотя одно время совмещал обе профессии.
«Эти профессии, судмедэксперт и патологоанатом, чем-то похожи, — делится врач. — Отличаются только темпы и задачи. Если говорить в целом о восприятии своего дела, конечно, психологически сложно. Сложно, когда встречаешь непонимание, когда оно есть при всей специфики работы. Да, мы специалисты патологоанатомического отделения, но при этом в нас также живут эмоции и чувства. А работу свою мы ценим, потому, как видим её значимость».
Рассказывая о своём деле, Вячеслав Петрович отмечает, что специалисты выполняют две задачи: установление причин смерти и прижизненные исследования — биопсия. Это абсолютно равноценные направления. Первая формируется в процессе жизни человека из болезней жизненно важных органов, которые приводят к смерти. Это и сердечнососудистые заболевания, лёгких и головного мозга, онкология. Прижизненные исследования проводятся для того, чтобы продлить жизнь. И хочется, чтобы были превалирующими, отмечает врач.
Не менее опытным специалистом в отделении является и Михаил Анатольевич Матвеев. Он на службе уже почти 50 лет — с марта 1974 года. О своём деле он отзывается коротко — работа интересная.
Начинал, правда, свой путь терапевтом после окончания института, а с 1967 года стал трудиться патологоанатомом. И до сих пор верен профессии. В его кабинете также далеко не прозекторская: стол с микроскопом, много книг и, конечно, микроскоп, окруженный препаратами.
«Интересна морфология, — говорит врач. — Интересно изучать начальные стадии заболеваний, особенно живых людей. Устанавливать диагноз».
Конечно, бывают разные случаи, сложные в том числе, рассказывает доктор. Течения болезней разные. Поэтому приходиться разбираться. Если говорить о работе с умершими людьми, то со стороны это всегда смотрится неприятно, психологически сложно. Но когда ты это делаешь из раза в раз, то не замечаешь этого — работа ведь интересная, констатирует врач. А биопсия — это своего рода ответственность за здоровье. Здесь нужна точность — важно не допустить онкологию.
Отвечая на вопрос: как избежать эмоционального воздействия при виде человеческого горя, Михаил Анатольевич отвечает просто — стараться меньше общаться с родственниками умершего.
«Их человеческое горе, настрой понятен. Поэтому они в основном получают документы, занимаются оформлением и эта беготня их более-менее успокаивает. Да и умирают у нас в основном пожилые люди. Если кто-то желает подойти поговорить — не отказываешь в этом».
Не так давно ряды специалистов пополнила и Анастасия Александровна Силкина — с виду симпатичная блондинка в розовом, но при этом «цепкий» специалист, как отзываются о ней коллеги, врач-патологоанатом.
Она целевик, то есть целенаправленно брала направление в медсанчасти, чтобы вернуться потом сюда, работать именно в этой специальности. В её обязанности, в том числе, входит забор материалов от живых пациентов и просмотр их, опять-таки, под микроскопом для исследования и постановки окончательного диагноза. На этом основании проводится уже дальнейшее лечение.
Меньше работы связано с аутопсией — вскрытием умерших людей для постановки окончательного диагноза. Часть этих обязанностей связана с тем, чтобы указать лечащим врачам, где они были правы или нет при жизненном ведении пациента. В основном всё совпадает.
«Мне интересна исследовательская работа, нежели лечение, она интересна, не требует спешки, нет общения с пациентами как такового — это было бы сложно для меня. Я закончила Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова. Затем проходила два года ординатуры в Центре Алмазова. Весь путь — это восемь лет, чтобы прийти сюда работать».
Читайте далее:
В полиции Соснового Бора отметили лучших руководителей подразделений по итогам 2023 годаПоследние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры в Москве
Городские власти объявили о планах по модернизации общественного транспорта и увеличению зеленых зон.
Прием граждан в Лодейном Поле
Городской прокурор провел встречу с жителями Алеховщинского поселения
Поддержка предпринимательства в Ленинградской области
Ленинградский фонд запускает новые инициативы для бизнесменов
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку